Образование

Программа развития

Реализуемые образовательные программы

Государственная аккредитация образовательных программ дошкольного образования не проводится
Язык обучения

Русский

Программы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии

В ДОУ не используются дистанционные технологии обучения. 

Описание образовательной программы
Государственная аккредитация образовательных программ дошкольного образования не проводится
Язык обучения

Русский

Программы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии
Не используются в ДОО

Адаптированные образовательные программы

Государственная аккредитация образовательных программ дошкольного образования не проводится
Язык обучения

Русский, Русский

Программы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии

При реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не используется.

Государственная аккредитация образовательных программ дошкольного образования не проводится
Язык обучения

Русский, Русский

Программы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии

При реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не используется.

Численность обучающихся и языки образования

Лицензии на осуществление образовательной деятельности

Образовательные практики МБДОУ д/с №30

Организация и проведение образовательной практики «ОтЛИЧНОЕ время» в детском саду.

Социальный заказ государства к системе образования предполагает воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования четко прописаны целевые ориентиры, которые дети достигают к концу дошкольного детства в различных видах деятельности.
Наиболее эффективным средством поддержки развития дошкольников в специфических для них видах деятельности в детском саду является образовательная среда детского сада, которая организована определенным образом.
Для поддержки и развития детской самостоятельности в детском саду действует модель деятельности детского сада.
В центре находится ребёнок, у которого есть специально выделенное время для проявления инициативы и самостоятельности, компетентный взрослый, владеющий современными образовательными технологиями, другие дети для общения и предметно-развивающая среда, которая позволяет домысливать и воображать ребёнку.
Одной из образовательных практик, поддерживающих эту модель, является практика «ОтЛИЧНОЕ время», ключевыми словами которой, мы определили для себя: свобода, инициатива, выбор.
Цель образовательной практики – расширение образовательного пространства в детском саду посредством образовательной практики «ОтЛИЧНОЕ время».
Данная цель решается через следующие задачи:
1.    Развивать у детей самостоятельность, инициативность и ответственность;
2.    Создавать условия для разновозрастного общения детей;
3.    Развивать коммуникативные способности детей;
4.    Организовать пространство для развития разных видов активности детей ежедневно;
5.    Учить детей ориентироваться в пространстве, читать план детского сада.
Данную практику мы реализуем с сентября 2018 года. Ежедневно дети старшего дошкольного возраста свободно перемещаются по всему детскому саду и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослого. Начало и конец «ОтЛИЧНОГО времени» обозначает звон колокольчика.
Для реализации нашей образовательной практики в режиме дня выделено время с 15.00 до 16.00, в циклограммах специалистов и в графике выдачи пищи (полдник) произошли изменения, сонный час детей дошкольного возраста сократился на 30 минут, что не противоречит СанПиНу.
С целью обеспечения безопасности и оказания помощи детям в ориентировке в пространстве детского сада приказом заведующего назначены дежурные на лестничных пролетах. 
Все родители и сотрудники детского сада ознакомлены с технологией и временем проведения данной образовательной практики.
Перед началом «ОтЛИЧНОГО времени» каждый ребенок в группе осуществляет выбор своей деятельности, используя план детского сада, фишки и экран выбора. Опыт использования экрана выбора показывает следующие положительные моменты:
˗    легко определяются предпочтения ребенка;
˗    ярко видно помещение, пользующееся спросом;
˗    можно легко увидеть помещения, закрытые (нерабочее) в этот день;
˗    регулировать заранее количество детей в одном помещении;
можно определить местонахождение ребенка.
Для соблюдения правил поведения детей введена система красных жетонов. 3 жетона прикрепляются на бейджик с именем ребенка. Жетоны может забрать любой взрослый, если ребенок не соблюдает правила поведения.
На двери каждого помещения, которое могут посещать дети, вывешивается карман с определенным количеством фишек, предполагающим детей-участников в данном помещении единовременно. У нас также есть знак «стоп», который вывешивается на дверь неработающего в данный день помещения.
По истечении часа все дети возвращаются в свои группы, где начинается обсуждение - «Рефлексивный круг».
Дети могут посещать все групповые помещения, включая ясельные, музыкальный и физкультурный залы, «Конструктор-центр» и «Штаб ЮПИД», кабинеты психолога и логопеда.
В «Штабе ЮПИД» создана среда, позволяющая детям развивать режиссерские игры и игры с правилами.Закуплены магнитные напольные и настенные доски с изображением разнообразных дорожных полотен, специализированные машинки, знаки дорожного движения, костюмы, изготовлены родителями вместе с детьми бумажные макеты зданий и машин.
В «Конструктор-центре» имеются разные виды конструктора: большой и малый деревянный конструктор, имеются схемы построек, доска для зарисовки собственных построек, различные серии Лего-конструктора, материал для занятий оригами. Здесь дошкольники могут развивать конструктивные навыки и инженерное мышление. Для Лего сшиты специальные мешки, которые легко превращаются в поле для игры. Около каждого мешка прикреплена картинка, определяющая, какой конструктор там находится. У нас имеется несколько видов Дупло и Сити Лего -конструктора.
В данных помещениях имеется неорганизованный материал: куски ткани, коробки, бумага, ножницы и другое, что позволяет развивать воображение и фантазию у детей, а также мелкие игрушки для обыгрывания сюжета.
Предметно-пространственная среда меняется: докупается новое оборудование и материал. Например: были приобретены стеллажи с контейнерами, изготовлены баннеры. 
Было увеличено пространство конструктор-центра, так как постройки детей требовали масштаба. 
В физкультурном зале имеется оборудование как стационарное, так и переносное для развития крупной моторики, которое стимулирует выработку умений на различных уровнях. У детей появилась возможность ежедневно и самостоятельно использовать оборудование для развития крупной моторики.
В музыкальном зале доступны разные виды музыки, как по выбору детей, так и для групповой активности.
В кабинетах специалистов представлены различные материалы для развития мелкой моторики, мыслительных процессов и разных видов игр.
Дети с удовольствием посещают другие группы, находят там занятия и друзей по интересам. Очень любят взаимодействовать с детьми раннего и младшего возраста. 
Воспитатели и специалисты выступают партнерами, приглашают детей-гостей пройти в группу, зал, знакомят со средой и включаются в детскую деятельность при необходимости.

Значимость результатов образовательной практики «ОтЛИЧНОЕ время» определяется требованиями ФГОС ДО, так как наша практика способствует достижению детьми целевых ориентиров.
Мы наблюдаем следующие результаты нашей практики:
˗    дети проявляют самостоятельность и ответственность, делая выбор своей деятельности;
˗    ориентируются в пространстве детского сада;
˗    легко вступают в контакт с детьми разного возраста и со взрослыми, называя их по имени отчеству;
˗    способны к саморегуляции своего поведения;
˗    способны осуществлять самооценку своих действий;
˗    наблюдается положительное отношение родителей к практике «ОтЛИЧНОЕ время».

В ПЕРСПЕКТИВЕ мы предполагаем:
˗    расширить пространство для развития активности детей;
˗    продолжать пополнять и преобразовывать среду в зависимости от интересов и потребностей детей.
 

Проблемно-педагогические ситуации как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения.

Ключевые слова образовательной практики: Умею жить безопасно
Образовательная практика направлена на обеспечение условий для формирования навыков безопасной жизнедеятельности дошкольника старшего возраста. Принимая во внимание важность безопасной жизнедеятельности в современном мире и учитывая психофизиологические возрастные особенности детей дошкольного возраста, наша практика делает упор на практические средства и методы в работе с детьми, где необходимым условием формирования навыков безопасного поведения является специально созданная ситуация, имитирующая какие-либо реальные опасные обстоятельства. Данные ситуации позволяют дошкольнику «проигрывать» правила и нормы поведения, практически усваивая правильный алгоритм поведения в потенциально опасных для них ситуациях, позволяют дошкольнику самостоятельно «подействовать» в критической ситуации и понять, как поступить правильно, безопасно для жизни.
Актуальность разработки и реализации практики «Проблемно-педагогические ситуации как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения» обусловлена несколькими составляющими.
Во-первых, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, где определены конкретные задачи в области «Социально-коммуникативное развитие» и поставлен целевой ориентир: «ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены» (п. 4.6.).
Во-вторых, наблюдения за действиями детей, а также результаты практических проверок реагирования детей в различных чрезвычайных ситуациях, например появление постороннего предмета в детском саду показали, что у детей обеспечен в полной мере информационный компонент безопасности, дети знают как себя надо вести, какие есть правила реагирования в различных ситуациях. Однако дети действуют неправильно, практические умения реагирования в опасных ситуациях не развиты, т.е. теоретическими знаниями дети владеют, а поведенческий и эмоционально-волевой компоненты не сформированы.
В-третьих, как показывает опыт, реализуемые в детских садах различные комплексные и парциальные программы развития и воспитания детей, решающие задачи формирования основ безопасной жизнедеятельности, содержат в основном, методы и формы, не дающие нужного результата, например, беседы, показ картинок с обсуждением проблематики, чтение художественной литературы. Только наглядные и словесные методы не способствуют формированию поведенческого и эмоционально-волевого компонентов безопасности жизнедеятельности ребенка. Необходим поиск более эффективных средств и форм работы с детьми в направлении безопасности жизнедеятельности.
Мы остановили свой выбор на проблемно-педагогической ситуации.
Цель нашей практики: формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через проблемно-педагогические ситуации.
Задачи:
1.    обучать способам правильного реагирования детей старшего дошкольного возраста в потенциально опасных для них ситуациях;
2.    развивать умение у детей принимать собственное решение без участия взрослого, давать оценку своим действиям;
3.    стимулировать развитие у детей самостоятельности и ответственности за свое поведение.
В нашей практике проблемно-педагогические ситуации разработаны для детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольник начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей, обладает устойчивыми социально-нравственными чувствами и эмоциями, высоким самосознанием и осознает себя как субъект деятельности и поведения, начинает регулировать свое поведение представлениями о том, что хорошо и что плохо, эмоционально оценивать свои поступки.
Основная идея практики – самоопределение детей, как субъектов своей деятельности, в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.
Практика «ППС» разработана с учетом следующих технологий:
    Системно - деятельностный подход, который выдвигает на первый план личность ребенка, развитие его инициативности и ответственности, способность ребенка к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
    Технология проблемного обучения, суть которой в создании проблемной ситуации и предоставлении детям возможности изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
    Технологии эффективной социализации дошкольников Н.П. Гришаевой «Развивающее общение», «Рефлексивный круг».
Основой нашей практики является технология Н.П. Гришаевой «Проблемные педагогические ситуации», когда дети практически «проживают» эмоционально напряженную для них ситуацию, что развивает их социализацию. В отличие от технологии Н.П. Гришаевой практика «ППС» узко направлена на формирование навыков безопасной жизнедеятельности ребенка. Реализация практики начинается с диагностики уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения. Ситуации планируются на основе разработанного перспективно-тематического планирования, которое учитывает возрастные особенности детей. В практике проработан блок взаимодействия с родителями, который помогает выстраивать единое образовательное поле для формирования основ безопасной жизнедеятельности ребенка.
Реализация практики предусматривает определённую поэтапность. Первый этап — подготовительный. 
Для реализации практики нами разработано перспективно-тематическое планирование проведения ситуаций, которое учитывает сезонные изменения, возрастные особенности детей. Планирование очень гибкое и может меняться в зависимости от дефицитов воспитанников в области безопасной жизнедеятельности.
На первом этапе реализации практики происходит планирование ситуации с опорой на разработанный перспективно-тематический план, на актуальную и ближайшую зону развития ребенка, на выявленный в процессе диагностики дефицит по теме безопасной жизнедеятельности. Накануне педагог обсуждает с детьми правила безопасности по теме запланированной ППС.
Второй этап — вброс ситуации. 
На данном этапе теоретические знания детей переводятся в практические навыки через выстраивание самим ребенком своего поведения, своих действий.
ППС проводим 1 раз в месяц, но если дети допускают ошибки в реагировании, то ситуация повторяется, пока дети не самоопределятся, не выработают правильную позицию.
Ситуация должна быть эмоционально напряжённой, но посильной для определённой возрастной группы. Ситуация проводится без присутствия группового персонала. Желательно, чтобы человек, проводящий ППС, был незнаком детям. Однако он должен быть знаком с психологией возраста и понимать эмоциональное состояние детей, уметь завершать ситуацию на позитивном моменте.
В первый год реализации практики желательно использовать сказочных персонажей («Лисичка», «Кот Базилио»), чтобы не пугать детей и снижать эмоциональную напряженность. На второй год реализации практики можно использовать прототипы реальных людей в качестве персонажей для ППС.
Третий этап — проведение круга рефлексии.
На этапе рефлексии дети должны ответить на 4 обязательных вопроса:
    «Что сейчас произошло?».
    «Что ты делал?». 
    «А что ты чувствовал?».
    «А что ты будешь делать, если эта ситуация повторится ещё раз?».
На этом этапе дети совместно со взрослым анализируют произошедшую ситуацию, свое поведение, закрепляют еще раз правильный алгоритм действий через повторение правил реагирования на чрезвычайную ситуацию.
Четвертый этап — взаимодействие с родителями.
В каждой группе, реализующей практику «ППС», на видном месте для родителей есть презентационный центр «Ситуация», где после каждого мероприятия дети вместе с воспитателем вывешивают фотографии, рисунки. На этапе просмотра фотографий и рисунков происходит закрепление алгоритма правильных действий в потенциально опасной ситуации через проговаривание этих действий со значимым человеком, с родителем. Такое нестандартное взаимодействие помогает выстроить единое образовательное поле для формирования основ безопасной жизнедеятельности ребенка.
Результаты практики «ППС» определяются требованиями ФГОС ДО, так как практика способствует достижению детьми целевого ориентира: «ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены» (п. 4.6.). Реализация практики «ППС» решает конкретную задачу социально-коммуникативного развития детей – формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Мы наблюдаем следующие результаты нашей практики:- дети знают способы правильного безопасного реагирования в различных потенциально опасных для них ситуациях; - дети умеют принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям.
Для измерения результатов педагогической практики используется метод наблюдения и карты диагностики, разработанные педагогами детского сада. 
Однозначно, любая такая ситуация является мощнейшим методом диагностики освоения детьми навыков безопасного поведения. Воспитатели, просматривая видеозапись с ППС и анализируя знания, нравственные позиции детей, их умения, получают материал для размышлений, и для построения работы в данном направлении, и для дальнейших рекомендаций родителям. 
Для диагностики усвоения способов правильного реагирования в различных потенциально опасных для детей ситуациях мы применяем психологическую игру Л. Петрановской «Что делать, если… Учимся играя, как вести себя в трудных ситуациях». Ребенок в непринужденной обстановке вытягивает карточку с изображенной на ней ситуацией и выбирает алгоритм действий в данной ситуации из предложенных. В соответствии с выбором ребенка делаем вывод, на каком уровне ребенок по освоению навыков правильного реагирования в опасных ситуациях. 
 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie